Методика преподавания компьютерных наук
Т. О. Евдокимова
магистратура, семестр 3
Курс методики преподавания компьютерных наук является обязательным для магистов второго курса направления «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», состоит из 16 часов лекций и 16 часов практики и завершается зачетом. Курс посвящен знакомству студентов как с методикой преподавания информатики в школе, так и с различными дидактическими подходами, применимыми к большинству дисциплин. Основные обсуждаемые темы и источники следующие.
Базовый школьный курс информатики, его цели, задачи, содержание и методика преподавания рассматриваются по учебниками А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонова, Я. Н. Зайдельмана, В. В. Тарасовой и по методичским материалам, изложенным в книге А. Г. Кушниренко и Г. В. Лебедева «12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать». Дополнительным источником задач и теории к ним является книга А. Г. Кушниренко и Г. В. Лебедева «Программирование для математиков». Эти материалы выгодно отличаются обоснованием построения курса, рассматриваемых авторами тем и задач к ним.
Занятия по информатике в начальной школе изучаются по рабоам Ю. А. Первина, в частности, по его книге «Методика раннего обучения информатике», в которой автор тоже обосновывает свой выбор тем, выбор целей и задач курса. Данный материал может быть дополнен разбором занятий с ресурса урокцифры.рф.
В качестве учебника по углубленному курсу информатики в старшей школе изучается комплект учебников К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина, содержащий разнообразный набор тем и задач различной сложности.
Основной обсуждаемый дидактический подход — это Большая Дидактика Е. Яновицкой и М. Адамского. Этот подход интересен и полезен тем, что его разработали и применяют в различных школах, в том числе и неспециализированных; он может быть адаптирован на большинство школьных предметов (и часть вузовских); его идеи и методы подволяют качественно обучать всех и особенно полезны и эффективны для начала обучения предмету и в случаях слабой подготовки учащихся.
Другой методической книгой является пособие А. А. Гина «Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность», выдержавшее уже 18 переизданий. Книга содержит наборы дидактических приемов и приемомв управления классом, которые можно комбинировать друг с другом, тем самым разнообразя форму проведения уроков разних типов.
Полезной для рассмотрения является и книга П. М. Ершова, А. П. Ершовой и В. М. Букатова «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя», в которой систематизированы виды межличностного взаимодействия и приводятся примеры соответствующих педагогических ситуаций. Дальнейшее овладение этой тематикой возможно на основе других работ её авторов.
Дополнительными источниками, которые можно рекомендовать слушателям данного курса, являются «Школа будущего, построенная вместе с детьми» А. Н. Тубельского, «Школа влияния» С. Соловейчика, «Другая школа» А. И. Мурашева, а также глава «Об учении, преподавании и обучении преподаванию» известной книги Д. Пойа «Математическое открытие».